Эта информация была собрана и переосмыслена после 6 лет использования ксенона на автомобиле и на скутере.
Суть наблюдения:
После установки ксенона освещенность дороги конечно в разы улучшилась по сравнению с обычным галогеном. Невероятно четкое изображение дороги, все кристально видно при маневрировании в городе и парковках, малых скоростях и пр.
Свет регулировался по разному, были испробованы самые различные варианты настроек, но в большинстве случаев, стандартная настройка границы светового пучка в 30 метрах от ТС при ближнем свете.
И вот тут возникло одно наблюдение, связанное с движением по неосвещенной дороге на скоростях выше 40 км.ч. Не смотря на то, что освещенность дороги стала в разы лучше, видеть и распознавать неожиданные препятствия на дороге стало гораздо труднее. Появилось ощущение, что не смотря на лучшую освещенность предмет на дороге начинает быть видимым и распознается в зоне гораздо ближе той, что была при использовании галогеновых ламп.
Парадокс озадачил и заставил задуматься о физике этого феномена. После некоторых экспериментов, регулировок и умственных заключений пришел к следующей теории:
- интенсивность потока света ксенона в рабочей зоне фары гораздо выше, чем у галогена
- степень освещенности предметов и дороги в рабочей зоне гораздо выше
- яркость рабочей зоны, освещаемой фарой получается гораздо выше, чем при использовании галогена
- при этом, окружающая темнота остается такой же темной
![Улыбка :)](./images/smilies/k_smile.gif)
- в результате свет фар ксенона обладает очень ярко выраженной границей освещенности по краю рабочей зоны. Вот тут уже почти темно, а рядом сразу и значительно светлее.
теперь перейдем к работе глаза. В темноте видим палочками, на свету колбочками. Адаптация от светлого к темному может проходить до 45 минут. Перепад от темного к светлому происходит быстрее но тем не менее полностью на него могут уйти минуты.
Таким образом, что происходит. При медленном движении, мы концентрируем внимание на освещенной зоне фары, рассматривая предметы в ней и принимая решения по управлению ТС. Этой зоны нам достаточно и глаза адаптированы для работы в ней.
При движении с крейсерскими скоростями, все внимание переключается за пределы зоны освещенности (там находятся светоотражающие объекты - знаки, другие ТС) и на границу зоны освещенности, где впервые мы в состоянии начать различать препятствия.
Что же происходит, когда неожиданное препятствие возникает на пути. В течении краткого промежутка времени объект перемещается из области недостаточной освещенности в яркий свет рабочей зоны фар...и начинает отражать свет. Глаз получает кратковременную засветку в этой зоне, поэтому мы можем зафиксировать наличие препятствия, но какое-то время не будет в состоянии определить что это такое и как нам действовать.
Но подобное будет распространяться скорее всего только на светлые объекты, интенсивно отражающие свет. С темными объектами скорее всего по другому.
Второй момент. Постоянное нахождение прямо по курсу впереди ярко освещенной зоны ведет к некоторой степени адаптации глаза к яркому свету. С одной стороны - это хорошо - мы меньше реагируем на свет встречных фар ТС. но С другой стороны, попробуйте походить в темноте, подсвечивая себе лицо снизу фонариком - намного хуже видно, даже если вторым фонариком светить на дорогу перед собой. Все будет засвечено и слабо различимо. Думаю что подобный эффект возникает и от света ксенона. Высокая интенсивность освещенности рабочей зоны фары прямо по курсу ведет к недостаточной активизации работы палочек, в результате наша общая чувствительность глаза видеть в темноте ниже. Получается мы лучше видим, но только в области рабочей зоны. Вне ее наша видимость заметно снижается.
Поэтому возникает парадокс. С одной стороны мы ставим ксенон, чтобы лучше видеть на скоростях, с другой мы субъективно понижаем планку максимальной скорости, при которой мы в состоянии эффективно оценивать дорожную обстановку.
Вот такие вот мысли.