Ориентация рисунка на передней шине  [решено]

Обсуждение вопросов, ответы на которые становятся очевидными через небольшое время эксплуатации техники, но у новичков как раз могут вызвать затруднения
Правила форума
Флуд и оффтопик в этом разделе недопустим.
Прежде, чем что-либо сюда написать, поищите аналогичные темы.
Название темы непременно должно содержать краткую суть проблемы.
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13578
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:

Ориентация рисунка на передней шине

Сообщение Kot »

Поставил новые шины, направление стрелки соблюдено правильно как на заднем колесе, так и на переднем.

Однако рисунок протектора на переднем колесе вызывает определённые сомнение в том, правильно ли всё же установлена эта шина:
120322-1305-0002.jpg
Обратите внимание на "ёлку" протектора. Почему боковые отводы направлены вниз, а не вверх? Куда будет уходить вода при наезде на лужу, к примеру?

Для сравнения, вот заднее колесо:
120322-1305-0001.jpg
Шины одинаковой марки, отличаются только размером. Pirelli Diablo Scooter, если что.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Аватара пользователя
Amper
заметный
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 05 апр 2008, 22:37
Репутация: 10
Телефон: +37529 79 75 333
Откуда: Брест
Пол:

Re: Ориентация рисунка на передней шине

Сообщение Amper »

кот, тебе скучно? если ты по стрелке поставил покрышки, что еще требуется?))
Поживешь подольше - увидишь побольше.
Аватара пользователя
Forestrash
Минский скутер-клуб
Минский скутер-клуб
Сообщения: 3462
Зарегистрирован: 05 июн 2009, 12:49
Награды: 5

Здравый смысл Техпомощь Скрытые таланты
Репутация: 289
Аппарат: FADA fd50qt-7(черная каракатица)
Телефон: Philips Xenium X312
Откуда: гп.Мачулищи Минский р-он. (житель ближайшего заМУНДья)
Пол:
Возраст: 52

Re: Ориентация рисунка на передней шине

Сообщение Forestrash »

Amper
ты не понял. это была скрытая реклама :)
Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа (Роберт Шекли)
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13578
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:

Re: Ориентация рисунка на передней шине  [решено]

Сообщение Kot »

Спасибо, ребята, за ваш бесценный флуд, а на мой вопрос мне уже ответили байкеры:
hrenov_drummer писал(а):Все правильно, если поразмыслить.
Протектор заднего колеса создан таким, чтобы отводить воду из пятна контакта при прямолинейном движении. Переднее же колесо при таком протекторе, как у тебя, будет при прямолинейном движении затягивать воду под себя, зато будет отводить ее в стороны в повороте, тем самым улучшая сцепление при маневрах.
klim_malgin писал(а):Все правильно!
У мота при осмотре снаружи и переднего и заднего колес, рисунок должен "стрелять" вверх, у великов вниз
обусловлено распределением усилий прилагаемых на площади пятна контакта
Собственно, здесь эту тему можно было и не создавать... :puke:

Добавлено спустя 35 минут 3 секунды:
Вот ещё шикарное объяснение, как именно работает "ёлка" на протекторе:
Принцип работы «елки» прост – при вращении в водяной подушке на высокой скорости протектор «откачивает» воду из центра пятна контакта в стороны. Причем, если скорость вращения колеса становится излишней, и нарушается контакт с полотном дороги – этот насос начинает работать с увеличенной производительностью, выдавливая воду и восстанавливая контакт.

А вот при торможении ситуация иная – пока контакт с дорогой хороший, и колесо вращается соразмерной скоростью, «насос» работает как часы. Но стоит начаться блокировки – протектор превращается в инерционный скребок, сгоняющий воду в центр пятна контакта. Начавшийся занос передней оси можно исправить, нажав на акселератор, и откачав воду :)
Вот вся статья целиком:
Не по теме
Ситуация с работой направленного протектора на мотоцикле неспроста такая запутанная. Чтобы немного разобраться, поразмышляем - как работает "елка" с водяной прослойкой на переднем и заднем колесе в основных режимах - (1)ускорение, (2)равномерное движение по прямой, , (3)движение с наклоном колеса по дуге, (4)торможение, блокирование.

Направленный протектор, или «елка» пришел на мотоциклы с автомобилей. Особенностью широких автопокрышек является меньшее давление на поверхность дороги в центральной зоне пятна контакта, и большее по краям. Соответственно, именно здесь начинается образование водяного клина, который грозит аквапланированием и потерей сцепления с дорогой. Принцип работы «елки» прост – при вращении в водяной подушке на высокой скорости протектор «откачивает» воду из центра пятна контакта в стороны. Причем, если скорость вращения колеса становится излишней, и нарушается контакт с полотном дороги – этот насос начинает работать с увеличенной производительностью, выдавливая воду и восстанавливая контакт.

А вот при торможении ситуация иная – пока контакт с дорогой хороший, и колесо вращается соразмерной скоростью, «насос» работает как часы. Но стоит начаться блокировки – протектор превращается в инерционный скребок, сгоняющий воду в центр пятна контакта. Начавшийся занос передней оси можно исправить, нажав на акселератор, и откачав воду :)

Есть мнение, что "елку" крайне нежелательно ставить на заднюю ось авто, не оборудованного АБС, особенно переднеприводного. В этом случае риск заноса разгружаемой на торможении задней оси максимален, и его сложнее всего парировать.

Достаточно давно «елка» появилась и на мотоциклах. С задним (приводным) колесом все более-менее четко – производители предписывают ориентировать «елку» по-автомобильному, на откачку воды из центра пятна контакта к краям.

А вот с передним колесом производители изголяются кто во что горазд:

1) установка «елки» как на заднем,
2) установка «елки» в обратном направлении,
3) установка на переднее колесо шин с ярко выраженными продольными бороздами по центру, и минимальными признаками «елки» по краям,
и т.д.

Рассмотрим, как будет вести себя «елка» на переднем и заднем колесе в различных режимах:

1. Ускорение.

Заднее колесо
А) Обычная расходящаяся «елка»: откачка от центра к краю, хороший прижим в центре пятна контакта, пробуксовка из-за водяного клина стремится к самогашению. Гут
Б) Обратная «неправильная елка»: закачка воды под пятно контакта, пробуксовка стремится к самовозбуждению и приводит к полной потери контакта с дорогой. Ахтунг!

Переднее колесо:
В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): поскольку переднее колесо разгружено, и это асфальт раскручивает его, а не наоборот – откачка не работает. Чем больше разгрузка, и сильнее ускорение – тем больше опасность водяного клина. Нестабильное поведение.
Г) Обратная «елка»: незначительный положительный эффект (практически нейтральный), который можно немного усилить, чуть намекнув на передний тормоз.

2. Равномерное движение по прямой, нагружены оба колеса.

Заднее колесо
А) Обычная расходящаяся «елка»: откачка от центра к краю, хороший прижим в центре пятна контакта, пробуксовка из-за водяного клина стремится к самогашению. Чем тяжелее мотоцикл, и больше скорость – тем сильнее положительный эффект. Гут!
Б) Обратная «неправильная елка»: закачка воды под пятно контакта, пробуксовка стремится к самовозбуждению и приводит к полной потери контакта с дорогой. Ахтунг!

Переднее колесо:
В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): поскольку переднее колесо загружено – откачка в принципе работает. Однако, нажатие на тормоз и малейшая потеря котакта с полотном дороги провоцирует мгновенное образование водяного клина. Парировать крайне сложно – и только торможением задним. Нестабильное поведение с тенденцией к ухудшению.
Г) Обратная «елка»: отрицательный эффект. Да, протектор немного качает воду под пятно контакта, но тенденции к мгновенной и необратимой потери контакта нет. Отрицательный эффект можно ослабить, чуть намекнув на передний тормоз или добавив газку. Требует крайне внимательного пилотирования.

3. Движение в наклоне по дуге. Здесь проявляется принципиальное отличие от автомобильных шин – мотоциклетный баллон более «круглый» в сечении. При таком движении пятно контакта смещается в сторону поворота.

Заднее колесо
А) Обычная расходящаяся «елка»: откачка от центра к краю – как раз туда, куда смещается пятно контакта. Добавка «газку» в дуге может привести к потери сцепления с полотном, «насечка» усиливает центростремительный момент. Требует крайне внимательного пилотирования!
Б) Обратная «неправильная елка»: фактически, начинает «откачивать» воду из-под сместившегося пятна контакта, насечка стремится выпихнуть заднее колесо на траекторию с большим радиусом. Короче, при такой установке резины – из поворота не выходить! :)

Переднее колесо:
В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): в принципе, откачивает из-под сместившегося пятна контакта.
Г) Обратная «елка»: отрицательный эффект. Протектор качает воду под сместившееся пятно контакта, и тянет колесо на внешний радиус. Требует крайне внимательного пилотирования.

4. Торможение двумя колесами, блокирование одного колеса.

Заднее колесо
А) Обычная расходящаяся «елка»: до начала проскальзывания работает откачка, начавшееся блокирование может привести к образованию водяного клина и дальнейшему самопроизвольному усилению срыва колеса. Лечится откручиванием газа – все равно что включили насос :) Блокировка приводит к юзу, требует своевременного откручивания ручки.
Б) Обратная «неправильная елка»: короче, поскольку невозможно нормально разгоняться, торможение теряет смысл. Проскальзывание и блокировка – единственный режим, когда протектор работает.
Переднее колесо:
В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): как было сказано выше, проскальзывание приведет к образованию водяного клина. Увеличение загрузки переднего колеса при торможении немного снижает отрицательный эффект. Блокировка недопустима – практически гарантированное выбивание руля и падение.
Г) Обратная «елка»: важно проскочить момент между началом проскальзывания по водяному клину, и увеличением загрузки переднего колеса. Риск разложиться при блокировке существенно меньше, чем при «прямой установке». Требует крайне внимательного пилотирования.

Общий вывод: на мотоцикле использование "елки" не так очевидно (и во многом притянуто за уши ввиду особенностей - в т.ч. вытянутого и узкого пятна контакта). Отчасти, это день красивости и моде, с различной эффективностью для разных классов мотоциклов.


К самостоятельному изучению предлагаются ускорения и замедления в повороте, а также вопрос – почему угол «елки» нормальные производители делают разным в центре и по краям, причем форма различается для переднего и заднего колеса. Кроме того – зачем на переднем колесе радиальные борозды по центру пятна контакта, и что дает протектор с бороздами типа "джунгли".

PS: Несколько лет читал статью об интересной многослойной конструкции автомобильной шины с внутренними каналами для откачки из-под центра пятна контакта. Вода "выбрасывается" по краям покрышки за счет центробежной силы. Со слов авторов, такая покрышка на испытаниях при высокой скорости просто "присасывалась" к полотну :)

PPS: Будьте КРАЙНЕ внимательны и осторожны в дождь и на мокром асфальте!
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Аватара пользователя
Иванов
известный
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 16 июл 2005, 03:34
Репутация: 60
Аппарат: Аист СК9-344
Телефон: Nokia 1600
Откуда: Березино
Пол:
Возраст: 58

Re: Ориентация рисунка на передней шине

Сообщение Иванов »

Kot, спасибо, очень познавательно. А как насчёт личных(субъективных) ощущений конкретно от этой резины, особенно спереди? Прошлым летом я среманулся несоответствия стрелки и ёлки, и взял только заднее колесо.
Степень личного комфорта прямо пропорциональна величине хера, положенного на мнение окружающих.
Аватара пользователя
Valiksan
постоянный житель форума
Сообщения: 2819
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 00:36
Награды: 2

Тюнинг года Дебют года
Репутация: 306
Аппарат: BURGMAN 650 Econom Edition
Откуда: Minsk
Пол:
Возраст: 48

Re: Ориентация рисунка на передней шине

Сообщение Valiksan »

Иванов писал(а):Kot, спасибо, очень познавательно. А как насчёт личных(субъективных) ощущений конкретно от этой резины, особенно спереди? Прошлым летом я среманулся несоответствия стрелки и ёлки, и взял только заднее колесо.
Ну чаво...я такой протектор на газоне военном видел- ездють! Ну пора уже по понтам Кота создавать тему "У каво какие шины?" Если честно думал серия диабло выглядит более грозно! ..Короч астанавлюся пака на мишлене спорт , на прошлой мапедке они себя хорошо зарекомендовали! ...тссс! Кот уже и с байкерами чатится ! ...там похоже смс почта быстрей работает !!! Коли дальше так пойдет сбежит Виталик от скутеристов к байкерам!
(троллинг , не троллинг...а поговорить? ..раз уж протектор обсуждаем ...так видать точно ..или понты или заняться нечем!)
p.s.: буржуи однако сволочи ...передняя резина по рисунку точно с нашего газика снята!
Все беды в мире от недостатка информации.
Чтобы добраться до источника приходиться плыть против течения.
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13578
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:

Re: Ориентация рисунка на передней шине

Сообщение Kot »

Иванов писал(а):А как насчёт личных(субъективных) ощущений конкретно от этой резины, особенно спереди?
Пока особых сравнений нет. Ни разу ещё не сносило ни зад, ни перед, но вполне возможно это ещё из-за моей после-зимней осторожности. Как отмотаю на этих колёсах десяток тысяч км, тогда и поделюсь впечатлениями в теме о шинах. Сейчас ещё просто рано, нет смысла рассказывать, какие у тебя хорошие шины, только-только купив их.
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.

Вернуться в «Начинающим»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: claudebot, K, SA/3 и 0 гостей